slovar-literaturnyh-terminov

На этой странице мы собрали термины, которые вызывают наибольшее количество вопросов у начинающих авторов. Речь идет не только о литературной теории, но и об издательском деле и продвижении авторов на книжном рынке.

Amazon (Амазон)

крупнейший в мире сайт по продаже книг, как электронных, так и бумажных. Электронные книги с Амазона можно читать на планшете Kindle или же загружать их на всевозможные телефоны и ридеры через специальные приложения. См. раздел «Публикация на Амазоне»

EPUB (.epub)

наиболее популярный формат для электронных книг. Используется всеми основными электронными магазинами.

ISBN

(International Standard Book Number) — присвоенный книге международный идентификационный номер, состоящий из 13 цифр. По ISBN книгу можно отыскать как в Сети, так и в торговых и библиотечных каталогах. Работники издательств и книжной торговли отслеживают по этому номеру продажи. Каждому изданию книги присваивается свой ISBN.

Mobipocket (.mobi)

формат и бесплатная программа для чтения электронных книг. Создана французской компанией Mobipocket, принадлежащей Амазону. Используется на многих телефонах и планшетах, включая Kindle.

Авангард (авангардная литература)

произведения, нетрадиционные по форме, стилю и/или содержанию. Зачастую авангардная литература считается трудной для восприятия.

Аванс

произведения, нетрадиционные по форме, стилю и/или содержанию. Зачастую авангардная литература считается трудной для восприятия.

Авторский лист

единица измерения объема прозаического произведения. Один авторский лист равняется 40.000 знаков с пробелами.

Авторские экземпляры

бесплатные экземпляры, получаемые автором после выхода его книги из типографии.

Аллитерация

повторение одной или нескольких согласных для придания тексту большей выразительности. Подробнее см. Аллитерация

Альфа-ридер

читатель, который вычитывает книгу по мере написания, главу за главой. Альфа-ридер предлагает автору свои замечания и советует ему, как улучшить текст.

Анадиплосис

стилистический прием, с помощью которого подчеркивается смысл сказанного. Подробнее см. Анадиплосис

Аннотация

краткое (на один-два абзаца) изложение содержания книги. Предназначена для того, чтобы вызывать читательский (редакторский) интерес к книге. См. статью «Как писать аннотацию к книге«.

Антагонист

противник, соперник. См. статью «Как создать интересный персонаж в книге«.

Антиметабола

стилистический прием, позволяющий ловко изменять смысл предложения. Подробнее см. Антиметабола

Апозиопезис

стилистический приём, при котором отбрасывается конечная часть высказывания. Подробнее см. Апозиопезис

Апория

вопрос к читателям, задача которого — показать проблему и/или подвести к определенному ответу. Подробнее см. Апория

Ассонанс

литературный прием, позволяющий менять мелодику текста. Подробнее см. Ассонанс

Бета-ридер

человек, читающий рукопись до ее отправки в издательство. Задача бета-ридера — указать автору на ошибки (стилистические, грамматические, структурные и т.п.). См. статью «Бета-ридер: человек, который первым читает книгу«.

Ведущий редактор

менеджер книжного проекта. Его функции: найти автора, убедить издателя вложиться в книгу и обеспечить ее публикацию. См. статью «Структура издательства«.

Верстка

процесс размещения текста и иллюстраций так, как они будут выглядеть в книге. Версткой также называют pdf-файл, который отсылают автору, чтобы он мог ознакомиться с макетом книги.

Гипербатон

стилистический прием, делающий акцент на вычурности прямой речи или на особом эмоциональном состоянии героя. Подробнее см. Гипербатон

Главный редактор

руководитель редакции, ответственный за формирование издательского портфеля. См. статью «Структура издательства«.

Главный художник

сотрудник издательства, который несет ответственность за внешнее оформление книг, руководит штатными иллюстраторами и нанимает внештатников. См. статью «Структура издательства«.

Гранки (устар.)

подготовленный для печати, но еще не сверстанный текст.

Двусмысленность

прием, позволяющий шутить, делать намеки на нечто тайное и всячески морочить головы читателям. Подробнее см. Двусмысленность

Директор по PR

сотрудник, занимающийся пиаром издательства вообще и его топовых авторов в частности. У него в подчинении могут быть несколько человек, которые работают с прессой и Интернет-аудиторией. Эти же люди организуют встречи с читателями, выступления автора на ТВ и пр. См. статью «Структура издательства«.

Жанровая литература

общее название произведений, в которых основной движущей силой является сюжет, а не нравственное развитие героев. Жанровыми произведениями считаются детективы, любовные романы, фантастика, фэнтези и ужасы. См. статью «Жанр литературного произведения«.

Завязка

событие в начале произведения, во время которого определяется основной конфликт. См. статью «Как начать книгу«.

Заявка

первоначальное письмо, направляемое автором в издательство с предложением опубликовать рукопись. См. статью: «Как написать заявку на публикацию художественного произведения«.

Издатель

человек, осуществляющий общее руководство издательством. См. статью «Структура издательства«.

Интеллектуальная проза (literary)

художественное произведение, призванное не столько развлечь читателя, сколько заставить его задуматься над какой-либо проблемой. Автор занимается исследованием человеческой души и экспериментирует с литературными формами. Книги этого типа, как правило, предназначены для узкой аудитории знатоков и ценителей. См. статью «Жанр литературного произведения«.

Коммерческая литература

книги, предназначенные для широкой аудитории и пользующиеся большим спросом на рынке. Включает в себя жанровую литературу и мейнстрим. См. статью «Жанр литературного произведения«.

Коннотация

дополнительные ассоциативные значения слова, часто имеющие яркую эмоциональную окраску. Подробнее см. Коннотация

Кульминация

наиболее напряжённый момент в развитии сюжета. См. статью «Кризис и кульминация в художественном произведении«.

Литературный агент

посредник между автором и издателем. Работает за процент от авторского гонорара. Агент находит издательство для опубликования работы автора и помогает автору заключить наиболее выгодный контракт. См. статью «Как найти литературного агента«.

Литературный негр

писатель, нанятый для написания книги, которая выйдет под чужим именем.

Литературный редактор

человек, который занимается правкой текстов. Профессиональные литературные редакторы, как правило, работают с рукописями звезд, политиков и прочих авторов, которых надо опубликовать. Обычно это фрилансеры. См. статью «Структура издательства«.

Маркетинг книг

мероприятия, способствующие успешной реализации тиража. Включает в себя рекламу, промоушен и паблисити (PR).

Мейнстрим (англ. mainstream — основное направление)

художественное произведение, в котором главную роль играет не сюжет, а нравственное развитие героев. См. статью «Жанр литературного произведения«.

Маркетинговый отдел

подразделение издательства, которое отслеживает состояние дел на книжном рынке вообще и продажи книг своего издательства в частности. Директор по маркетингу определяет размер рекламного бюджета. Сотрудники отдела также занимаются всеми промоушен-материалами и мероприятиями — от каталогов до семинаров для книгопродавцов. См. статьи «Продвижение книг издательствами» и «Структура издательства«.

Некоммерческая литература

книги, издающиеся без особого расчета на прибыль. Традиционно некоммерческой литературой считаются интеллектуальная проза и поэзия.

Нон-фикшн (от англ. non-fiction)

нехудожественная литература: биографии, мемуары, монографии, научно-популярные издания и т.п. В нон-фикшен нет придуманного сюжета и придуманных героев. См. статью «Как написать книгу «Нон-фикшн«.

Оксюморон

литературный приём, который объединяет противоположности и за счёт этого открывает новые смыслы. Подробнее см. Оксюморон

Ономатопея

слова, которыми обозначают звуки: от взрыва авиационной бомбы до мяуканья котенка.. Подробнее см. Ономатопея

Оригинал-макет

подписанный в печать постраничный макет издания с точным и окончательным расчётом и разметкой всех материалов.

Отдел по работе с иностранными правами

сотрудники этого отдела отслеживают зарубежные бестселлеры и закупают права на перевод на русский язык. Иногда они предлагают на продажу права на книги своих авторов. См. статью «Как опубликовать переводную книгу в России«.

Отдел продаж

подразделение издательства, которое занимается продажей книг закупщикам (оптовым книготорговым фирмам, библиотечным коллекторам, розничным сетям и т.п.). В крупных издательствах могут существовать территориальные подразделения (например, по Украине) или подразделения, которые занимаются продажами только определенного рода (например, через Интернет).

Паблисити (PR, пиар)

элемент книжного маркетинга: бесплатное упоминание названия книги или имени автора в СМИ. Это самый эффективный по результатам, самый дешевый и самый сложный способ раскрутки. Кроме того, он требует колоссальных временных затрат — причем не столько со стороны издательства, сколько со стороны автора.

Паратаксис

литературный приём, который устраняет из предложения союзы и придает ему особую динамику. Подробнее см. Паратаксис

Подражательство

творческая несамостоятельность, стремление скопировать манеру более успешного писателя. Подробнее см. Подражательство

Покет (покет-бук) (от англ. pocketbook — карманная книга)

книга небольшого размера в мягком переплете.

Преувеличение

намеренное стилистическое укрупнение масштабов описываемых предметов или явлений. Подробнее см. Преувеличение

Производственный отдел

подразделение издательства, которое обеспечивает физическое изготовление книг. В его ведении находится верстка, оценка издержек, определение формата книги, качества бумаги, вида обложки и т.п., а также работа с типографиями. См. статью «Структура издательства«.

Промоушен

элемент книжного маркетинга. В рамках промоушена издательство предоставляет продавцам скидки за то, что они прилагают особые усилия для раскрутки той или иной книги. Например, делают выкладку в магазинах, помещают на входе рекламные стенды и т.п. Обычно речь идет о взаимозачете: издательство бесплатно поставляет товар на такую-то сумму. Минусы промоушена — слишком большая конкуренция; к тому же окупить затраты не всегда удается.

Развязка

исход основного сюжетного конфликта в произведении. См. статью «Как написать окончание романа«.

Реклама книг

элемент книжного маркетинга. Издательство или автор платит за размещение информации о книге в СМИ. Минус рекламы — она стоит очень дорого и чаще прибыль от нее не окупает расходов.

Ридер (от англ. reader — чтец)

сотрудник издательства (как правило, внештатный), который читает самотек.

Роялти

процент от оптовой цены книги, который выплачивается автору после погашения суммы аванса. См. статью «Как правильно оформить договор с издательством«.

Синопсис

краткое изложение произведения, из которого ясны жанр, время действия, характеры героев и контуры сюжетных линий. См. статью «Как написать синопсис романа«.

Самотек

рукописи, предложенные авторами издательству по их собственной инициативе.

Сигнальный экземпляр

первый готовый экземпляр печатного издания, поступающий из типографии в издательство для контроля качества. Также сигнальными экземплярами называют книги, которые рассылаются в СМИ для обзоров и рецензирования.

Синопсис

краткое изложение произведения, из которого ясны жанр, время действия, характеры героев и контуры сюжетных линий. См. статью «Как написать синопсис романа«.

Тавтология

необоснованные повторы однокоренных слов. Подробнее см. Тавтология

Фабула

сюжетная основа литературного произведения. См статью «Композиция и сюжет художественного произведения«.

Фанфик (от англ. fan fiction — художественная литература фанатов)

Тексты, созданные поклонниками произведения, с использованием его героев, ситуаций, истории и пр.

Флэш-бэк (от англ. flash back — возвращение к прошлому)

рассказ о событиях, которые случились до текущей сцены.

Эвфемизм

литературный приём, позволяющий заменить грубые или неуместные слова на что-то более допустимое. Подробнее см. Эвфемизм

Экспозиция

текст в начале произведения, который намечает исходную ситуацию: время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной. См. статью «Как начать книгу«.